LincolnNavigator

думаю, это должен знать каждый, кто преодолевал броды

3 сообщения в этой теме

Брод через реку Стикс 
Угарный газ в салоне стоящего в воде автомобиля 
Текст: Леонид Мендель
Фото: Андрей Хорьков


Ребята рубились по болоту, а когда настала ночь и кончились силы, они легли спать. Было холодно, и мотор не глушили. А поскольку место вынужденной ночевки было полузатопленным, выхлопная труба работающего на холостых оборотах двигателя оказалась под водой… Их нашли только утром, когда закрывавший трассу эвакуатор обратил внимание на одиноко стоящий УАЗ… 

«29 мая с Исаакиевской площади Санкт-Петербурга стартовал 8-й международный традиционный трофи-рейд «Золотая Бочка Ладога». Этот трофи-рейд – крупнейшее в мире приключение на бездорожье. Организатор соревнования – Санкт-Петербургский «Off-road Club» - подготовил для участников маршрут протяженностью в 1200 км. За девять дней экипажам из 15 стран предстоит преодолеть более 100 км спецучастков, обогнуть крупнейшее в Европе Ладожское озеро и вновь вернуться на Исаакиевскую площадь…» С этих строк начинается дневник известнейших соревнований. Но новости следующего дня были неожиданно краткими и страшными – «30 мая произошла трагедия – отравился угарным газом и погиб член экипажа 502 Кирилл Редискин. Второй член экипажа – Максим Олейник – находится в тяжелом состоянии». Потом вновь были сводки о соревнованиях, победах и неудачах. Беда отошла на второй план. Говорят, один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность. Так вот, когда из года в год люди гибнут при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Очень страшная закономерность, завязанная на смертях, осиротевших семьях, слезах близких и невосполнимых утратах. Эта статья – дань памяти погибшим и предостережение живым… 

Как это бывает? Сколько раз вы на своем УАЗе садились при преодолении вброд водной преграды или просто в глубокой, заполненной водой колее по дороге на дачу? Что происходило дальше? Вы глушили машину и шли за помощью? Нет. Сначала включение пониженной, несколько рывков вперед-назад, потом сигарета и мысли «что делать», потом, возможно, звонок по мобильному другу, мол, я там-то и там-то, приезжай. И все это время машина работает и невидимый СО поступает в салон. Потом головные боли, тошнота и недоумение, откуда это все взялось. Причем, заметьте, я нисколько не утрирую и опасность отравления так же реальна, как и любая из описанных ситуаций… 

Токсическое воздействие зависит от двух величин: концентрации (количества СО во вдыхаемом воздухе) и экспозиции (того, насколько долго человек подвергался воздействию). То есть опасно может быть не только ночевать в болоте в заведенной машине, но и просто буксовать в луже. Как понять, когда появляется риск для здоровья? На глаз это не определить, да и машины все разные. 

После долгой полемики редакцией было принято решение провести ряд тестов. За помощью в проведении обратились к Зинаиде Юрьевне Булычевой, ведущему сотруднику отдела исследования двигателей и токсичности автомобилей Научно-исследовательского центра по испытаниям авто-мото техники. 

Выбрали три наиболее распространенных среди российских любителей бездорожья варианта автомобилей. Новый цельнометаллический УАЗ 31519, свежий тентованый УАЗ 31512 и старый, сгнивший цельнометаллический УАЗ 469. Загрузив в машины дорогостоящее оборудование, отправляемся на подмосковную речку. Совершенно обычная река, таких сотни, если не тысячи. Небольшое течение, глубина брода сантиметров сорок, ширина несколько метров. Тест решили проводить прямо на участке брода. 

Загоняем гнилой УАЗ в воду, ставим его так, чтобы труба глушителя, а заодно и низ кузова были под водой, и подспудно о корягу отрываем выгнивший порог. Владелец, Александр, вздыхает, по его лицу легко читается мысль: «И чего я сюда поехал?», но отступать поздно. УАЗ стоит против течения, то есть отработанные газы водой заносит под автомобиль. На переднем пассажирском сиденье высится гора приборов, проба воздуха берется примерно на уровне груди сидящего человека. Саша захлопывает дверь, и мы включаем секундомер, тест № 1 начат... Светит солнышко, настроение у всех превосходное, вокруг шутки и смех. Первая минута – снимаем данные… Предел допустимой концентрации превышен в 15 раз! Вместо допустимых 20 мг/м3 прибор показывает 300! И это еще не все, 300 – это просто верхний порог чувствительности прибора, какова же концентрация на самом деле, остается только гадать. Веселье как рукой сняло. Я стою около замершей машины, смотрю на бездушные цифры, и мне становится жутко. Внутри внедорожника сейчас смерть. А сколько раз я в своем ржавом УАЗе сидел в таких бродах? И не сосчитать. Получается, что я жив только благодаря счастливому стечению обстоятельств? Вторая минута, третья, четвертая... Прибор показывает максимальное значение. На двенадцатой минуте принимаем решение – прекратить, все ясно. Проветриваем салон и разворачиваем машину по течению (теперь отработанные газы река уносит от машины). Картина совершенно иная, концентрация выходит за границы ПДК на четвертой минуте. Но к двенадцатой результат 172 мг/м3, и отравление неизбежно. Выгоняем машину из брода и замеряем концентрацию еще раз, теперь на «открытом воздухе». Все в пределах нормы, Александр вздыхает с облегчением, по крайней мере, на асфальте ему и его близким ничего не угрожает… 

Вторым на замеры отправляется новый цельнометаллический УАЗ… Первый тест такой же, все окна закрыты, машина стоит против течения. Двадцатиминутный замер. Зинаида Юрьевна и я стоим у машины и снимаем показания приборов, инженер-исследователь Наталья Стулова скрупулезно заносит данные в таблицу. Новый кузов сопротивляется СО гораздо лучше, ПДК превышен на девятой минуте, но к окончанию теста все равно составляет 200мг/м3. Вывод: проблема не в ржавчине по кузову, а в конструкции автомобиля. Для второго теста машину не разворачиваем, но открываем все четыре новомодные сдвижные форточки. Монотонно тянутся минуты. Результаты теста оптимистичны, ПДК превышен, но для отравления концентрация недостаточна. 

Я курю на берегу и думаю… Как же все просто, нужно только открыть окна, и беду можно миновать. Сколько прекрасных жизней можно было спасти этой информацией, появись она на несколько лет раньше… Следующей в брод заезжает тентованная машина… Первый стандартный тест: закрытая машина против течения. Проходит двадцать минут… Вот он, редкий случай, когда негерметичность тента становится его достоинством. ПДК превышен сразу, но максимальное значение самое низкое среди испытуемых – 124 мг/м3. Только это все равно много, и при длительной экспозиции отравления не избежать. 

Последний тест. Отстегиваем заднюю часть тента и забрасываем ее на крышу… Я знаю, что многие летом ездят именно так – тент снимать лень, да и вдруг дождь, а так вроде как и посвежее. Результаты не заставляют себя ждать. На четвертой минуте ПДК превышен, на одиннадцатой опасность становится смертельной! 

Тесты закончены. Мы едем домой. Я один в подпрыгивающем на ухабах УАЗе. Мне холодно, но я не могу заставить себя закрыть окно. Это, конечно, глупо, ведь пока труба глушителя над водой, мне ничто не угрожает. Но мне все равно страшно. За себя, сто раз залезавшего в броды на своем боевом УАЗе, за Тимофея из Черноголовки, штурмующего в реки на выгнившем 469-м, за незнакомых мне охотников, застрявших в карельских болотах, и за всех тех, кто может оказаться в ситуации, когда невидимая смерть наполняет машину, а счет идет на минуты. Но что я могу сделать? 

И тут я понял… Я могу очень многое, могу написать эту статью и, возможно, спасти чьи-то жизни. Потому что, как и весь коллектив журнала, я от всего сердца желаю одного – спасти жизни спортсменов, охотников и грибников. В общем, всех тех, кто волею случая оказался в кабине застрявшего внедорожника посреди болота, реки или просто глубокой лужи. Помните, если вы двигаетесь по высокой воде, салон обязательно должен проветриваться, откройте окна, снимите рамки с дверей (на худой конец, просто откройте двери). Угарный газ тяжелее воздуха, и, если будет достаточная вентиляция, он легко выветрится из автомобиля. Ни в коем случае не оставайтесь в закрытой машине, а тем более не спите. Помните, засыпая в полузатопленной машине, вы можете проснуться на том берегу реки Стикс… 

оригинал статьи... http://www.off-road-drive.ru/index.php?link=152237

часть 2..
Брод через реку Стикс. Часть Вторая. Смена Ладьи 
Повторное исследование на тему концентрации угарного газа в салоне стоящего в воде автомобиля 
Текст: Леонид Миндель
Фото: Андрей Хорьков


В самом первом номере нашего журнала (ноябрь 2004 года) был опубликован материал «Брод через реку Стикс». Речь шла о возможности проникновения угарного газа в салон «притопленного» внедорожника. Тогда мы ограничились тремя моделями УАЗ (со статьей можно ознакомиться здесь). Причина выбора очевидна: все случаи отравления имели отношение к продукции Ульяновского автомобильного завода. Статья получила сильнейший резонанс... Тест показал, что находиться в стоящем в воде заведенном УАЗе опасно для жизни. И вот спустя год мы решили вернуться к этой теме...

В тесте приняли участие: 

Jeep Cherokee Nissan Patrol 
Land Rover Defender 
Nissan Titan 
Isuzu VehiCross 
УАЗ-31622 
Вновь пришло время 

Наступила осень. Пошли дожди. Грунтовые дороги размокли, и на них появились глубокие лужи. Но рыбалка и охота в самом разгаре, у любителей офф-роуда начался осенний сезон, да и сезон дачный еще не окончен. А значит, вновь пришло время поговорить об опасности отравления вредными веществами в салоне автомобиля. 

На этот раз мы решили несколько отойти от «УАЗовской» темы и взглянуть шире. Как в свете означенной проблемы обстоят дела с внедорожниками других марок? А может, отравления в УАЗах обусловлены не особенностью конструкции этих автомобилей, а злым роком, помноженным на распространенность ульяновских внедорожников? Конечно, при этом мы отдавали себе отчет о полной невозможности протестировать все встречающиеся в России модели. Вы спросите, по какому принципу отбирались испытуемые? Тщетно потыкавшись в представительства автокомпаний и дилерские салоны, мы в конце концов решили пойти по пути «наименьшего сопротивления» и предложили принять участие в тесте... знакомым владельцам внедорожников. Приехали те, кто не испугался оставить машину на полчаса в реке... 

Каждые две минуты 

Таким образом, на испытания попали три бензиновых и две дизельных машины разных производителей и годов выпуска. Но нас это вполне устраивало. Ведь в данном случае мы ставили своей задачей отнюдь не испытание конкретной модели. Важнее было понять, как скажутся на результатах измерений конструктивные особенности машин. Но совсем отказываться от ульяновских внедорожников мы не стали. В прошлом году в тесте участвовали лишь машины 469-го семейства и его прямые наследники, имеющие идентичную конструкцию пола. И соответственно, за кадром остался «новый» кузов ульяновского завода. В общем, шестым испытуемым на этот раз стал УАЗ-31622 с инжекторным двигателем. 

Условия теста остались прежними. Замеры проводились в салоне автомобиля, по пороги погруженного в воду в течение 20 минут с интервалом в две минуты. У бензиновых автомобилей измерялось содержание в салоне угарного газа (СО) и углеводородов (СmHn), а у дизелей – оксида азота (NO), диоксида азота (NO2), СО и СmHn. 

Средства измерения вредных веществ, использованные в ходе теста

Наименование оборудования Назначение оборудования Относительная погрешность Диапазон измерений 
«Тесто-615» Определение температуры воздуха и влажности ± 0,4°С ± 3% (0±50)°С (0-99,9)% 
«Колион 1В-02» Анализ углеводородов, СmHn
Анализ монооксида углерода, СО ± 10% 
± 10% (2–1000) мг/м3 
(2–300) мг/м3 
Электрохимический газоанализатор МГЛ-19М-СО Анализ монооксида углерода, СО ± 10% (0,1–100) мг/м3 
Хемилюминесцентный газоанализатор мод. Р-311 Анализ оксидов азота NO, NO2 ± 5% (0,01–10) мг/м3 




--------------------------------------------------------------------------------

Описание токсического воздействия вредных веществ


Оксид азота NO. 

Четвертый класс опасности. Кровяной яд, переводит оксигемоглобин в метгемоглобин и оказывает прямое воздействие на центральную нервную систему. Отличительные особенности отравления NO от отравления NO2: быстрота, с которой развивается отравление, синюха (образование метгемоглобина), паралич и судорога как результат поражения головного мозга. 

Диоксид азота NO2. 

Третий класс опасности. Бурый газ с удушливым запахом. Предельные концентрации: 0,14 мг/м3 – порог по изменению цветовой чувствительности глаз, 14 мг/м3 – раздражение глаз, носа и дыхательных путей, 95 мг/м3 – уменьшение диффузии СО2, отек легких. 

Углеводороды СmHn. 

Четвертый класс опасности. Сильные наркотики индифферентного действия и смогообразующие реагенты. Экспозиция 300 мг/м3 в течение нескольких часов приводит к неустойчивости реакций нервной системы, аналогично наркотическому воздействию.



--------------------------------------------------------------------------------




Nissan Titan
Пробег: 36 400 км
Двигатель: 5,6 л (инжекторный)
Топливо: бензин АИ-92 

Концентрация угарного газа в салоне во время теста была втрое ниже предельно допустимой концентрации (ПДК). Это и не удивительно: содержание СО непосредственно в выхлопе автомобиля минимально. Концентрация углеводородов в пределах нормы. Мы привлекли пикап, чтобы понять, как влияет отделение кабины от грузового отсека на содержание вредных веществ в салоне. Но эксперимент оказался практически сорван в связи с тем отрадным фактом, что вредных веществ (ВВ) данный автомобиль практически не выделяет... 



Jeep Cherokee
Пробег: 196 000 км
Двигатель: 4,0 л (инжекторный)
Топливо: бензин АИ-92 

От этого автомобиля мы не ждали слишком оптимистичных результатов. Кузов далек от идеального состояния, целостность днища нарушена в ходе доводочных работ, а содержание СО в выхлопе превышает мыслимые пределы. Каково же было наше удивление, когда приборы показали, что содержание ВВ в салоне соответствует нормам, находясь на пороге ПДК. Содержание углеводородов также минимально. Мы повторили замеры, поставив машину на большую глубину. И, тем не менее, результаты оказались схожими. 


ПДК – предельно допустимая концентрация. В данном случае мы рассматриваем ПДК рабочих зон (кабина автомобиля). Так вот, Nissan Titan и Jeep Cherokee на деле доказали, что их салоны являются комфортной рабочей зоной для своих владельцев. Но если «свежий» Nissan никого не удивил, то старенький Jeep откровенно порадовал.



Isuzu VehiCross
Пробег: 139 400 км
Двигатель: 3,5 л (инжекторный)
Топливо: бензин АИ-92 

Очень редкий в России, да и во всем мире автомобиль (выпущено всего 12 тыс. штук). Как и в предыдущих случаях, эту машину мы привлекли к тесту не для того, чтобы определить данные именно этой модели. Важнее было понять, чего можно ожидать от автомобилей подобного класса. Результаты нас удивили. Содержание СО в салоне постепенно увеличивалось и к последнему замеру превышало ПДК в 7–8 раз. Это, конечно, вредно, но к серьезным последствиям нахождение в подобной атмосфере не приведет. Кстати, была отмечена и довольно высокая концентрация углеводородов. Но стоило включить кондиционер, как содержание ВВ в воздухе салона тут же упало до нуля. 


Результаты Isuzu VehiCross оказались далеко не безукоризненны. Правда, до реально опасных цифр еще достаточно далеко.





УАЗ-31622 «Симбир»
Пробег 92 000 км
Двигатель: 2,7 л (инжекторный)
Топливо: бензин АИ-92 

От инжекторной машины относительно «свежего» поколения я изначально ожидал некоторого превышения ПДК. Однако результаты теста были подобны удару грома. На второй минуте содержание СО в салоне достигло 299 мг/м3 (что в 15 раз превышает ПДК), а на четвертой минуте прибор зашкалил... Вот вам и новый кузов. На этом фоне как-то теряется упоминание о том, что углеводородов было тоже больше нормы. Такие ужасные результаты во время прошлогоднего теста показал самый гнилой УАЗ-469! Что ж, владельцам этой марки остается лишь посоветовать: при преодолении водных преград открывайте окна, благо в этой модели стекла опускные. 


УАЗ «Симбир»… Кузов относительно новый, а проблемы самые что ни на есть старые… Концентрация ВВ в салоне превышает все мыслимые пределы. В данный момент находиться внутри машины просто опасно.





Nissan Patrol
Пробег: 170 000 км
Двигатель: 4,2 л (атмосферный)
Топливо: дизельное 

На второй минуте теста ПДК по NO и NO2 в салоне дизельного автомобиля была превышена в 4 раза, но к шестой содержание окиси неожиданно пошло вниз и к десятой минуте превышало ПДК всего в 2 раза, содержание СО при этом оказалось близко к нулю в течение всего цикла измерений. Находиться в этой машине можно практически без опасности для здоровья. 


У дизельных автомобилей ПДК рассчитывается из суммы NO и NO2. Оксиды азота менее опасны для здоровья, чем угарный газ.






LandRover Defender 90
Пробег : 250 000 км
Двигатель: 2,5 л (турбированный)
Вид топлива: дизельное 

Еще одна легенда офф-роуда. Видавший виды 90-й Defender с массой дефектов кузова и выхлопной системы. Честно говоря, именно от этого внедорожника я ждал наихудших результатов. И тем не менее... Да, превышение ПДК по оксидам азота в 4–5 раз – результат, конечно, далекий от идеала, но не катастрофический! А вот СО, напротив, в пределах нормы. При таком содержании ВВ не лишним будет ездить по воде с открытыми окнами, но в любом случае, серьезного вреда здоровью это не нанесет. 


LR Defender с неисправной выхлопной системой и дефектами кузова превысил ПДК. Но до опасной концентрации дело не дошло.

Тест окончен. Все машины показали разные результаты, но объединяет их одно – возможность эксплуатации в условиях «высокой воды» без угрозы для жизни. И вновь из общей массы выбивается УАЗ, новый кузов которого сопротивляется проникновению СО еще хуже, чем предыдущий. И вот еще что. Вы наверняка задаете себе вопрос, почему в тесте не принял участие самый массовый отечественный полноприводный автомобиль. Нет, мы не забыли о «Ниве», просто в не слишком отдаленном будущем мы планируем подготовить специальный материал, который будет посвящен различным модификациям этого внедорожника.

оригинал статьи... http://www.off-road-drive.ru/index.php?link=161590

Чайковский. Трех мертвых жителей Ижевска нашли в автомобиле «ВАЗ 2121», стоявшем в реке около деревни Жигалки Чайковского района Пермского края. Все они 1983 – 1984 годов рождения, сообщает пресс-служба Следственного управления СК России по Пермскому краю. 

Видимых признаков насильственной смерти у молодых людей не обнаружили. В салоне машины правоохранители нашли исправный мобильный телефон, радиостанцию и настроенные приспособления для буксировки автомобиля.

По предварительным данным, погибшие увлекались экстремальной ездой по бездорожью. Следствие предполагает, что, проезжая через реку на машине, компания застряла в водоеме. Не сумев вытащить автомобиль, пострадавшие уснули в ней с заведенным двигателем. Чтобы установить точную причину смерти молодых людей, назначили судебно-медицинскую экспертизу. Сейчас устанавливаются все обстоятельства произошедшего
Нажмите на изображение для увеличения Название: нива задохнулись джиперы.jpg Просмотров: 0 Размер: 96,1 Кб ID: 65126
Взято отсюда susanin.udm.ru

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Ну и хорошо. С 12 года то могли и подзабыть-а некоторые так вообще позже присоединились. Мне кажется=это нужно обязательно озвучивать непосредственно организаторами перед любыми соревнованиями с бродами, или даже приравнять к правилам безопасности - как запрет езды без шлема. Еще-на заметку=может даже есть смысл сигнализатор купить-работает он на батарейках, орет громко-разбудит если что. типа http://sovexpert.ru/katalog/ekopribory/detektor-ugarnogo-gaza-master-kit-mt8056?frommarket=https%3A//market.yandex.ru/search%3Fclid%3D545%26cvredirect%3D0%26text%3Dсигнализатор+угарного+газа+бытовой+купить&ymclid=770445122505794836500003  Коварство угарного газа в том - что он не чувствуется и момент отключки часто тоже не чувствуется - просто как вырубили мгновенно и все. Если за пять минут не помочь-трындец, как врач скажу-очень устойчиво соединение СО с гемоглобином эритроцитов- просто продышаться часто не поможет. Думаю, не стоит оно 3 тыр потраченных точно.

7

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу