798

Самара историографическая.

27 posts in this topic


 

Коптев овраг, когда-то глухое и

темное

местечко, излюбленный овраг

всевозможных сектантов и

проповедников

конца света. А над всем этим

ландшафтом, как описывает К.П.

Головкин,

парит "ласточкино гнездо", Дворец

принца Гессенского, родственника

императрицы Александры

Федоровны и владельца всей

Красной Глинки в

середине XIX века. Я тоже люблю

бывать в Коптевом овраге, и меня

тоже

интересует его история. Особенно

интересует следующее: при

подходе к

Волге, с правой стороны находится

полуразрушенная стена (прямо

производит ощущение

крепостной), Очень массивная и

такое ощущение, что

древняя. Хотелось бы узнать,

откуда она там появилась и чем

служила?

Спасибо всем кто

откликнетсяДворец принца

Гессенского был не в

Коптевом овраге, а гораздо

дальше в сторону Жигулёвских

ворот. А вот

где точно, это интересный вопрос,

кто б ткнул пальцем в карту

это была просто гипотеза

а вот история)))

Санаторий "Красная Глинка"

расположен на одном из отрогов

Сокольих гор

на левом берегу Волги вблизи

Жигулевских гор. Красноглинская

здравница

осенью 1942 года приветливо

приняла первых отдыхающих -

работников

Куйбышевского авиаузла. Хотя

окна были затемнены синими

шторами, в

здании было светло и уютно. В

столовой, читальном зале,

бильярдном

зале, танцевальном и кинозалах

люди отдыхали и хоть на время

отрывались от тяжелого труда и

бытовых неудобств тыла.

История санатория интересна и

необычна.

Когда-то в этих местах был

сплошной лес, лишь в Коптевом

овраге

издавна жили рыбаки и бродячие

люди. Они ловили рыбу, вязали

веники.

На берегу Волги артели работных

людей добывали гипс, известняк,

камень

и по реке спускали вниз на

плоскодонках и барках. После

русско-японской войны

(1904-1905) решено было в

Коптевом овраге

построить два пороховых завода.

Нагнали мужиков из Самары,

Пензы,

Саратова. Строили дороги, бараки,

рубили лес. Но в 1914 году в связи

с

мобилизацией на фронт

строительство прекратили.

Война, революция, гражданская

война обошли стороной наш

район, но, как

память тех лет, осталась винтовая

дорога, ее выпуклые бастионы,

сложенные из бутового камня.

В 1927 году красивейшие

волжские берега у Коптева оврага

посетил

Михаил Иванович Калинин -

председатель ВЦИК, проплывая

мимо на

пароходе. Места понравились,

решено было построить на этом

месте

санаторий для членов

правительства.

И опять в Коптевом овраге

закипела работа, пошли барки из

Самары,

Саратова, Ульяновска с

материалами, необходимыми для

строительства, и

людьми.

Начато строительство было в 1933

году, как дом отдыха ЦИК СССР.

В 1935 году, когда было завершено

строительство здравницы, в

Коптев

овраг прибыла группа

специалистов. Они намечали

перегородить Волгу

плотиной, поставить шлюзы. Для

строительства крупнейшей в мире

гидроэлектростанции.

Были созданы четыре лагеря

заключенных "Самара-лага". Они

строили

бараки, жилые дома, котельную,

дороги, линии электропередач.

В здании санатория должно было

разместиться Управление

гидроузла.

Въезд в поселок был закрыт до

начала Великой Отечественной

Войны,

чтобы сюда попасть, необходимо

было получить разрешение в

Комендатуре

Самары.

Здание санатория было

великолепно: 8 этажей, 6

корпусов, примыкающих

друг к другу. Над самой высокой

частью здания находилась

площадка, с

которой открывался

великолепный вид далеко по реке

и окрестностям.

В 1940 году строительство

гидроузла было

законсервировано.

8 июня 1941 года, в самом начале

войны, на Управленческий

эвакуировался завод им. Артема из

Киева. Вместе с оборудованием

прибыли специалисты,

руководители, рабочие, и сходу

приступили к

работе. В чрезвычайно сложных

условиях производства и быта с 1

августа

1941 года начался массовый

выпуск военной продукции. Все

трудились под

одним лозунгом "Все для фронта,

все для победы". И для этой

великой

победы необходимо было

физически поддержать людей.

Тогда-то и открылся

дом отдыха "Здравница НКАП".

Сначала были 1, 3 и 5 дневные

путевки, однодневные путевки

вскоре

отпали, трехдневные

существовали до 1943г.

Позже остались пятидневные.

Война предъявляла свои

требования, и

бывали случаи, когда даже этот

короткий отдых приходилось

прерывать, и

отдыхающего отзывали на завод.

Но было и так, что по состоянию

здоровья врачи здравницы

путевку

продлевали, согласовав это с

предприятием.

Ввиду того, что многие трудящиеся

нуждались не только в отдыхе, но

и в

лечении (особенно те, кто

прибывал из блокадного

Ленинграда) в 1943г.,

после Сталинградской битвы -

февраль 1943г., было открыто

санаторное

отделение на 50 коек. В 4 квартале

1943г. оно было расширено до 100,

а

в 1944г. до 120 коек.

Продолжительность пребывания в

санаторном отделении была 10-12

дней, а

в некоторых случаях-30 дней.

Для лечения и обслуживания

больных были организованы

кабинеты:

Зубной в 1943г.

Электросветолечение - 1944г.

Лаборатория - 1944г.

Водолечебница - 1944г.

Рентгендиагностика - 1945г.

ЛФК - 1950г.

В 1949г при санатории открылась

аптека.

Из года в год медицинские

кабинеты пополнялись новым,

более

совершенным оборудованием.

Совершенствовались и методы

лечения.

Снабжение продуктами питания,

хозяйственными материалами и

предметами

технического оснащения

производилось 15 Главным

управлением и

Куйбышевской конторой

Главснаба НКАП.

С октября 1943 года здравнице

был передан от ОРСА 11

стройтреста НКАП

совхоз "Красный пахарь". Это

улучшило снабжение продуктами:

мясом,

молоком, овощами, фруктами.

В сентябре 1946 года здравница,

согласно приказа Министерства

Авиапромышленности, была

закрыта.

В июне 1947 года здравница "

Красная Глинка" была открыта как

санаторий

общетерапевтического профиля

на 300 коек.

В 1948 году вновь реорганизация -

открыто 2 отделения:

1 - Дом отдыха на 200 коек.

2 - Санаторий на 100 коек.

Так здравница работала до 1955

года, когда дом отдыха был

ликвидирован.

В апреле 1949 года здравница "

Красная Глинка" была передана от

Министерства авиационной

промышленности в ведение

профсоюзов

авиационной промышленности.

В апреле 1982 года был открыт

корпус в пос. Южном. В 1984 г.

летом был

переоборудован детский сад под

административный корпус. Старый

корпус

закрылся в октябре 1982 года.

6

Share this post


Link to post
Share on other sites

История села Ширяево

Первое упоминание о селении Ширяево в исторических документах относится к 1643-1645 годам. Описание окрестностей села в Жигулях можно найти в записках голландского живописца и путешественника Корнилия де Бруина (Cornelis de Bruijn), увидевшего эти места в мае 1703 года. В его книге есть строки: «В 9 часов, поворотив к юго-западу, заметили справа равнину между высоких гор, а затем селение, лежащее в 20 верстах от Самары. Наши люди выходили туда за продовольствием, и река в этом месте была очень широка». В источниках именуется также Ширяев Буерак, деревня Ширяева, Ширяевка, село Ширяевское, село Богоявленское.

post-892-0-20665000-1346932679_thumb.jpg

Старинное село Ширяево окружённое Жигулёвскими горами привлекало к себе внимание художников ещё в XIX в. Илья Репин писал здесь эскизы к знаменитому полотну «Бурлаки на Волге». В доме, где работал и жил художник теперь находится музей. Ежегодно в день рождения Репина проводится фольклорный фестиваль. Здесь собираются различные коллективы, наряжаются в национальные костюмы, поют песни и водят хороводы. «Самараинтур» организует пешеходные и автомобильные экскурсии по селу с посещением музея «И. Репина» и «Ширяевеца».

post-892-0-63498200-1346933132_thumb.jpg

Ширяево знаменито своими штольнями, около века назад здесь разрабатывали горные породы для Жигулёвского известнякового завода. Теперь туристы путешествуют по просторным рукотворным залам и коридорам, уходя вглубь на сотни метров.

post-892-0-81234400-1346932724_thumb.jpg

Живописный каньон недалеко от Ширяево называется «Каменная чаша». Туристы и паломники со всего мира стекаются со всего мира к святому источнику Николая Угодника.

Гора «Стрельная» является самой высокой вершиной Жигулей - 375 м. над уровнем моря. Ее хребет отходит на северо-запад от основного массива Жигулей, слегка понижаясь вначале, а перед окончанием неожиданно поднимается вверх, образуя небольшую уютную площадку с прекрасным видом на заволжские дали.

post-892-0-85741600-1346932694_thumb.jpg

Топонима "Верблюд-гора" как такового еще не было, он появился в советский период после исчезновения скал Козьих Рожек. Действительно, на фоне зеленеющих склонов очертания этой горы, а точнее ее восточной части со скалой - напоминают поднятую вверх голову, изогнутую шею, спину с двумя горбами - точь-в-точь фигура верблюда, застывшая в позе отдыхающего животного. Гора Верблюд в современном понимании представляет собой часть горного массива Жигулей между Ширяевским и Козьим оврагами. Протяженность горы вдоль Волги около 4 километров, наивысшая точка - 326 метров. Попова гора - одна из гор устья Ширяевского оврага. Расположена между селом Ширяево и селом Богатырь. Название горы произошло от расположенных на склоне владений местного священника. Здесь, при раскопках в 1923 году, обнаружено селище белгородской культуры 1 века до нашей эры.

Монастырская гора в окрестностях села Ширяево к югу от поселения. По местному преданию получила название по существующему в ее окрестностях монастырю, что, однако, не подтверждается документальными материалами. Название объекта связано с расположением на землях, принадлежащих Савво-Сторожевскому монастырю.

5

Share this post


Link to post
Share on other sites

Исторический вал.... Всё детство там провёл, деревня в Татарии у меня рядом с ним стоит.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гора Ош-Пандо-Нерь – одна из гор Шелехметской горной гряды наСамарской Луке. Название по происхождению связано с эрзянским (древнемордовским) языком: «ош» - город, городище; «пандо» - гора; «нерь» - рыло, клюв, острие (в данном случае мыс, острог). Отсюда Ош Пандо Нерь можно перевести как «Город горного мыса (отрога)».

Спуск перед Шелехметем,где стоит шлагбаум и есть гора Ош-Пандо-Нерь

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гора Ош-Пандо-Нерь – одна из гор Шелехметской горной гряды наСамарской Луке. Название по происхождению связано с эрзянским (древнемордовским) языком: «ош» - город, городище; «пандо» - гора; «нерь» - рыло, клюв, острие (в данном случае мыс, острог). Отсюда Ош Пандо Нерь можно перевести как «Город горного мыса (отрога)».

Спуск перед Шелехметем,где стоит шлагбаум и есть гора Ош-Пандо-Нерь

Кстати, "нерь", "шама" - это по нашему еще и "лицо", да я раньше как только не переводил)))

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чапаевский храм.

Наконец-то я добрался до чапаевского храма во имя Сергия Радонежского, который сначала прославил Армен Арутюнов с архитектурной точки зрения, а затем с точки зрения тайного символизма прославила уже Дуня Лебедь. Фотопоездка с Ниной подарила, несмотря на западавший при въезде в Чапаевск снег, около сотни снимков, из которых я отобрал несколько десятков. Сегодня первый пост с фотографиями церкви снаружи и внутри. В следующих постах я покажу мозаики и изразцы.

chapaevsk_church_general_1.jpg?w=704&h=494

Под катом ещё 20 фотографий.

Главная входная группа:

chapaevsk_church_general_2.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_general_3.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_general_4.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_general_5.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_general_6.jpg?w=473&h=704

Над входом в храм надстроена колокольня. Это современная часть церкви, которая выделяется на общем фоне – более светлый кирпич, диссонирующая завершающая часть. Откуда-то “вытащили” оригинальные каменные декоративные элементы и изразцы, чтобы вставить в новострой. Оказалось, что новостройная – только верхняя часть колокольни.

chapaevsk_church_general_7.jpg?w=473&h=704

Несмотря на то, что колокольня построена в наше время, видна небрежность строительства – трещины и косая кладка. Но самое главное – перевёрнутая масонская звезда в оформлении колокольни.

chapaevsk_church_general_8.jpg?w=704&h=473

Верхняя часть церкви сейчас укрыта лесами – идёт реставрация:

chapaevsk_church_general_9.jpg?w=704&h=473

Так выглядят боковые входы в церковь – с севера и юга. У них идентичные колонны с камнем, тёсанным наискось, в отличие от главного входа со спиралевидными колоннами.

chapaevsk_church_general_10.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_general_11.jpg?w=473&h=704

Я понимаю, что эту архитектуру можно списать на экспериментальный модерн или модерн северный. Знатоки даже укажут на то, что нечто подобное свойственно финской архитектуре рубежа XIX-XX веков или образчикам северного модерна в России. Северный модерн в Европе носил название “национального романтизма”. Но здесь мы вроде бы имеем дело с православным храмом в глубинке России, далёкой от Финляндии и Германии. А такие массивные капители, особенно с их декорированием, более походят на романскую архитектуру средневековой Франции. С другой стороны, значительное использование майолики, цветной керамической плитки характерно и для северного модерна, и для модерна в Самаре.

chapaevsk_church_general_12.jpg?w=473&h=704chapaevsk_church_general_13.jpg?w=473&h=704chapaevsk_church_general_14.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_general_15.jpg?w=473&h=704chapaevsk_church_general_16.jpg?w=473&h=704

В одной из каменных плит фундамента можно разглядеть печать архитектора Вернера:

chapaevsk_church_general_17.jpg?w=704&h=473

Внутри можно увидеть современную роспись и современный иконостас:

chapaevsk_church_general_18.jpg?w=704&h=473

Интересно оформление над аркой, ведущей в южный и северный приделы – меня особенно заинтересовали пилястры, напоминающие свитки Торы:

chapaevsk_church_general_19.jpg?w=704&h=473

Так же интересно оформление под балконом:

chapaevsk_church_general_20.jpg?w=473&h=704

Незаконченная колонна с красивым завершением (напоминающим пару тазиков, положенных друг на друга) удивительным образом напоминает колонны, нарисованные на масонских сертификатах XIX века. Не хватает только шара. Впрочем, судя по идентичной колонне далее, передняя либо лишилась своей средней части, либо не успела её получить.

Кстати, заинтриговало меня и само наличие балкона над входной частью храма. Я думал, что такие балконы свойственны католическим, протестантским храмам, мечетям и синагогам. А здесь вроде бы православный храм.

chapaevsk_church_general_21.jpg?w=443&h=504

На мозаики и изразцы посмотрим пристальнее в следующий раз. Храм, действительно, уникальный, по крайней мере, для Самарской области.

Продолжаем осматривать чапаевскую церковь во имя Сергия Радонежского. Я покажу майоликовые изразцы, которыми богато украшен храм по всему периметру нижнего яруса под окнами. Плитки вставлены в ниши в каменном опоясе.

chapaevsk_church_tiles_1.jpg?w=704&h=473

Этот мотив повторяется в нескольких вставках. А под катом ещё 9 фотографий.

Часть плиток имеют декоративный орнамент.

chapaevsk_church_tiles_2.jpg?w=704&h=473

Некоторые представляют собой вариации на цветочную тему.

chapaevsk_church_tiles_3.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_tiles_4.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_tiles_5.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_tiles_6.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_tiles_7.jpg?w=704&h=473

Есть и символьные плитки с геометрическим рисунком.

chapaevsk_church_tiles_8.jpg?w=704&h=473

Наконец, не обошлось и без птиц. На плитке ниже изображён лебедь, если я правильно понял. А, может, это какая-нибудь птица Феникс или Жар-Птица.

chapaevsk_church_tiles_9.jpg?w=704&h=473

А с другой стороны – плитка с изображением другой птицы, то ли лебедя, то ли павлина.

chapaevsk_church_tiles_10.jpg?w=704&h=473

К сожалению, практически все плитки сильно пострадали за десятилетия – часть истёрлась, часть вообще утрачена.

Сегодня настала очередь посмотреть на декор стен храма. Здесь мы видим, во-первых, ту же керамическую плитку, которая довольно часто встречается в Самаре (и фигурировала в серии постов в “ЗСО” два года назад). Во-вторых, стены храма украшены мозаиками на религиозные темы. Под катом – 27 фотографий.

Левая часть западного фасада (слева от главного входа):

chapaevsk_church_facades_1.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_facades_2.jpg?w=704&h=244

Св. Николай (“Никола вешний” – с непокрытой головой):

chapaevsk_church_facades_3.jpg?w=473&h=704chapaevsk_church_facades_4.jpg?w=704&h=277

Правая часть западного фасада (справа от главного входа):

chapaevsk_church_facades_5.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_facades_6.jpg?w=704&h=253

Св. Иоанн Креститель:

chapaevsk_church_facades_7.jpg?w=473&h=704

Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Христа, относится к орудиям Страстей Христовых:

chapaevsk_church_facades_8.jpg?w=704&h=276

Левая часть южного фасада:

chapaevsk_church_facades_9.jpg?w=704&h=473

В оформлении храма представлены орудия Страстей Христовых – предметы использовавшиеся при распятии Христа. Вот, гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту:

chapaevsk_church_facades_10.jpg?w=704&h=217

Четыре гвоздя – признак православной традиции, так как в католической традиции Христос был прибит к Кресту тремя гвоздями.

Апостол Матфей:

chapaevsk_church_facades_11.jpg?w=473&h=704

Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным. Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник — символ Троицы. Позже масоны использовали этот символ для напоминания о всепроникающем взгляде божественного провидения. //ссылка

chapaevsk_church_facades_12.jpg?w=704&h=287

Правая часть южного фасада:

chapaevsk_church_facades_13.jpg?w=704&h=473

Крест Животворящий – главное орудие Страстей Христовых:

chapaevsk_church_facades_14.jpg?w=704&h=286

Апостол Иоанн Богослов – один из свидетелей распятия Христа:

chapaevsk_church_facades_15.jpg?w=473&h=704

Голубь (в христианстве – символ Святого Духа, чистоты, вдохновенной мысли, мира, Крещения, Благой Вести, воды творения):

chapaevsk_church_facades_16.jpg?w=704&h=285

Левая часть северного фасада:

chapaevsk_church_facades_17.jpg?w=704&h=473

chapaevsk_church_facades_18.jpg?w=704&h=264

Апостол Лука:

chapaevsk_church_facades_19.jpg?w=473&h=704

Орудия Страстей Христовых – копьё Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, клещи, которыми вынимали гвозди:

chapaevsk_church_facades_20.jpg?w=704&h=257

Но на мозаике выше мы видим также молоток и ещё некий странный инструмент (или даже не один инструмент), которых нет среди орудий Страстей Христовых. Обратите внимание на два копья, одно из которых упирается в нечто.

Правая часть северного фасада:

chapaevsk_church_facades_21.jpg?w=704&h=473

Надпись “Иисус Назорей, Царь Иудейский”, которая была начертана на кресте по указанию Понтия Пилата, тоже относится к орудиям Страстей Христовых:

chapaevsk_church_facades_22.jpg?w=704&h=257

Апостол Марк:

chapaevsk_church_facades_23.jpg?w=473&h=704

Ещё одно изображение Святого Грааля:

chapaevsk_church_facades_24.jpg?w=704&h=258

Восточный (алтарный) фасад:

chapaevsk_church_facades_25.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_facades_26.jpg?w=704&h=473

Крест, изображённый дважды на алтарном фасаде церкви, по своей форме близок к кресту Тевтонского ордена (те же изогнутые полукруглые завершения). Правда, крест в Чапаевске не чёрный с белой окантовкой, а синий с белой окантовкой. С другой стороны, здесь можно увидеть признаки креста “каплевидного” (красные окончания перекладин, символизирующие капли крови Христа) и креста “виноградная лоза” (растительный орнамент):

chapaevsk_church_facades_27.jpg?w=473&h=704

Сегодня настала пора взглянуть на верхние ярусы чапаевского храма. Оказывается, там тоже есть декор из керамических плиток. Здесь мы найдём как цветочные изразцы, так и лики. Но, самое главное, с каждой стороны храма изображено по два креста.

На колокольне над главным портиком – два павлина (в иконографии западноевропейского христианства павлин пьёт из евхаристической чаши – ссылка):

chapaevsk_church_upper_tiles_1.jpg?w=704&h=407

Под катом ещё 17 фотографий.

Крест с правой стороны западного фасада (насколько можно рассмотреть – латинский):

chapaevsk_church_upper_tiles_2.jpg?w=704&h=351

Крест с левой стороны южного фасада (ещё один латинский крест):

chapaevsk_church_upper_tiles_3.jpg?w=704&h=473

Уцелевшая часть мозаики по центру южного фасада:

chapaevsk_church_upper_tiles_4.jpg?w=704&h=411

Изразцовые цветочные панно по центру южного фасада:

chapaevsk_church_upper_tiles_5.jpg?w=704&h=400chapaevsk_church_upper_tiles_6.jpg?w=704&h=332

Крест с правой стороны южного фасада (снова латинский крест):

chapaevsk_church_upper_tiles_7.jpg?w=704&h=473

Крест с левой стороны восточного фасада (насколько можно рассмотреть – Лотарингский крест):

chapaevsk_church_upper_tiles_8.jpg?w=704&h=473

Крест с правой стороны восточного фасада (латинский крест):

chapaevsk_church_upper_tiles_9.jpg?w=704&h=473

Центральная часть северного фасада:

chapaevsk_church_upper_tiles_10.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_upper_tiles_11.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_upper_tiles_12.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_upper_tiles_13.jpg?w=704&h=473chapaevsk_church_upper_tiles_14.jpg?w=704&h=473

Крест с левой стороны северного фасада (похож на Латинский крест):

chapaevsk_church_upper_tiles_15.jpg?w=704&h=473

Крест с правой стороны северного фасада (Лотарингский крест, если я правильно рассмотрел):

chapaevsk_church_upper_tiles_16.jpg?w=704&h=473

Крест с левой стороны западного фасада (снова Лотарингский крест):

chapaevsk_church_upper_tiles_17.jpg?w=704&h=473

Как видим, в оформлении православной церкви использовано вроде бы только два вида креста – Латинский и Лотарингский. Латинский крест обычно ассоциируется с распятием Христа и христианством в целом. Впрочем, можно сказать, что латинские кресты на церкви вписаны в византийские кресты. Лотарингский крест (с двумя поперечными перекладинами) используется в католической и Элладской православной церквях. Не думаю, что спутал Лотарингский с Православным крестом, так как косой перекладины не видно, а верхняя поперечная перекладина довольно длинная. Однако, некоторыеисточники указывают, что один и тот же крест считается Лотарингским (или “лоренским”, или “анжуйским”) на Западе, а на Руси назывался Патриаршим. Поэтому получается, что в Чапаевске мы видим Латинский и Патриарший кресты.

Образец цветочного орнамента на углу северного и западного фасадов:

chapaevsk_church_upper_tiles_18.jpg?w=704&h=473

В заключительной части будет главное мозаичное панно над центральным портиком.

ВЗЯТО ОТ СЮДА http://samaralife.wordpress.com/

4

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самарский краевед: За последние 50 лет на Волге было 6 крупных столкновений и 2 пожара

Столкновения судов в нашей акватории происходили 14 августа 1969 года, 11 октября 1974 года, 19 августа 1978, 6 декабря 1980 года и 11 октября 1984 года. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Аварии происходили в основном ночью, за материальный ущерб виновные ответили штрафами и сроками, от условных до реальных.

Нашумевшее столкновение сухогруза «Волго-Дон-12» с мостом через Самарку произошло 15 мая 1971. Тогда погибла жена судового электрика, капитан теплохода Борис Миронов был тяжело ранен. Его признали виновным в аварии, но он же оказался и пострадавшим: Миронову ампутировали ступню на правой ноге. В связи с этим прокуратура прекратила уголовное дело в отношении капитана.

В тот же день, 15 мая 1971 года, теплоход «Дунай» пропорол свой борт о выступающие части теплохода М-38, получил пробоину и затонул в 180 метрах от берега. При крушении погиб рулевой-моторист этого судна Белоглазов. Виновным в происшествии по суду был признан капитан «Дуная» Николай Мисенко. Он получил три года лишения свободы условно.

Что касается пожаров, то крупных было два. В ночь с 29 на 30 августа 2003 года на танкере «Виктория», стоявшем на причале у города Октябрьска, произошел взрыв нефтяных паров. Примерно, час команда пыталась справиться со стихией собственными силами. И только потом позвонили пожарным. Во время тушения погиб матрос танкера Сергей Прочук. Ликвидировать возгорание на судне удалось только вечером 1 сентября. Из 2000 тонн сырой нефти, находившейся на борту «Виктории», около половины сгорело или вылилось в акваторию Волги. Материальный ущерб от катастрофы составил не менее $5 миллионов, а экологический урон окончательно так и не был подсчитан. Виновников происшествия найти не удалось, несмотря не многолетнее расследование.

Последнее крупное ЧП произошло в прошлом году, 23 июня 2010 года на пароме "Бурлак-1", совершавшем рейс Рождествено – Ульяновский спуск. После того как судно пришвартовалось и пассажиры сошли на берег Волги, из-под палубы, на корме, повалил дым и появилось пламя. На отправлявшемся в рейс судне ПС-296, находившемся в нескольких метрах от горящего парома, возникла паника. Пожар на "Бурлаке-1" был потушен силами экипажа. 433416.jpg Этот снимок был сделан 15 мая 1971 года у моста через р. Самара

Фото: с сайта photo.qip.ru

Благодарим за помощь в подготовке материала самарского краеведа Валерия Ерофеева

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наблюдения различных типов аномальных явления жителями Самарской области

“С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история мало, очень мало известны современному читателю. Многое покрылось пылью забвения. Сколько удивительно ярких легенд и преданий, напечатанных в старинных изданиях, превратилось в уникальную редкость, в достояние архивов и музеев...” - отмечал еще в 70-х годах составитель, наверное, наиболее полного из ныне доступных сборника местных преданий, сказаний и легенд - “Жемчужина Жигулей” (1974) С.Кузьменко. Благодаря многолетней работе группы “Авеста” автору данной статьи удалось предпринять попытку сделать краткий обзор древних и современных наблюдений различных типов аномальных явлений ( в дальнейшем АЯ) и дать их географическую привязку. Сообщения о наблюдениях АЯ на территории Самарской области подразделяются на пять основных групп. Первая группа (наиболее интересная) - это исторически устойчивые миражи-призраки. Д.М.Рикард в своей книге “Феномены Книги чудес” сообщает: “Существует немало историй о людях, посетивших другие миры, а потом вернувшихся и поведавших об увиденном. Существуют и истории, как “куски” других миров посетили” Землю, а затем бесследно исчезли”. Мирный Город, Храм Зеленой Луны, Крепость Пяти Лун, Водопад Слез; что это, как не проявление таких “скрытных миров” в нашей реальности Среднего Поволжья?

  • 1. Мирный Город - чаще всего его наблюдают в районе Молодецкого и Усинского курганов, а также в Озерном краю. Это практически классический средневековый город, обнесенный защитной каменной стеной с квадратными башнями. За стеной иногда просматриваются отдельные высокие “здания” различного архитектурного стиля: Город пуст - в нем нет живых обитателей, может быть, они должны появиться позже?

  • 2. Храм Зеленой Луны - затерян где-то на центральном плато. Очевидно, в настоящее время было бы более правильно говорить о Башне Зеленой Луны. Это удивительный пласт фольклора, включающий в себя некое единение Башни (которая не совсем башня, а, скорее, символ и в то же время, самостоятельно действующая субстанция) и неких Девяти Магов (порожденных башней и породивших башню, а ныне служащих ей). “Маги” самостоятельно действующие - внешне человекоподобные существа, укутанные в темные плащи-балахоны с опущенными капюшонами, скрывающими их лица. Сама Башня, как и ее “порождения”, странствует по территории Луки. Исследователь этнографического материала Кирилл Серебренитский предполагает, что в этом случае мы имеем дело с “преломленным” современным сознанием мифов мусульманского мира. (Волжские Булгары, владевшие в средневековье, официально исповедовали ислам и поддерживали тесные контакты с арабской культурой).

  • 3. Крепость Пяти Лун, другое ее название крепость “золотых черепашек”, находится на значительном удалении от Луки и при желании может рассматриваться как чрезмерно эмоциональное восприятие курганов-могильников и древних поселений, воздвигнутых различными народами вдоль реки Самары и на юго-востоке нашей области.

Видение крепости здесь появляется в форме соединения множества приземистых округлых башен, тесно слитых друг с другом, и пяти (иногда разноцветных) лун, висящих в небе над крепостью. Некоторая информация (да и само второе название этого “призрака” - крепость золотых черепашек) позволяет предположить, что тут мы имеем дело с творением не человеческого рода. Анализ современного фольклора указывает, что где-то в исторической древности (на памяти человека) была затяжная война между этой крепостью (вернее, ее обитателями) и магами Башни Зеленой Луны. Крепость была разрушена, но и маги не сумели одержать окончательной победы и закрепиться в этих местах.

  • 4. Водопад Слез - легендарный большой водопад, низвергающийся где-то в глубине Жигулевских гор, в фольклоре связан с Хозяйкой гор.

Он укрывает вход в ее волшебные подземные палаты. Специалисты геологи утверждают, что современные Жигули из-за трещиноватости слагающих их известняков безводны, однако некоторые данные свидетельствуют, что в древности, когда горы были значительно выше и тут было больше водоупорных глин, в Жигулях действительно могли существовать водопады. “Видение” Водопада привязывают к таким районам Луки, как урочище Елгуши, Яблоневый овраг, район Каменной чаши, где и по сей день имеются водные источники, по легендам связанные с тайными обитателями СЛ. Второй тип наблюдаемых АЯ - энергетические образования. Такие “объекты” как “игла” (или излучатель-разрядник), “гнилостные ямы” и т.д. были частично изучены в ходе экспедиции “Звездный мост - 90”. По предположению участников группы “Авеста” - это некие физико-геологические объекты (возможно, связанные с общим комплексом геомашины Жигулей), собирающие, преобразующие и перераспределяющие различные виды энергии. Во время упомянутой экспедиции активная работа “иглы” наблюдалась неподалеку от Молодецкого кургана, но не исключено, что на Самарской Луке есть и другие выходы “излучателей разрядников”. К образованиям четвертого типа следует отнести и мифические “подвижные свечи”, отмечающие места, где внезапно исчезают люди или “появляются” некие фантастические существа. Сведения о таких событиях в прошлом О.В.Ратник нашел в архивной подборке прошлого века “Предания Самарского края”, изданные “Обществом археологии, истории и этнологии Самарского госуниверситета” (1917-1931). “Светящиеся шары” и “смерчи” также входят в разряд объектов четвертого типа. Они периодически появляются над различными районами Луки. Вероятно, их наблюдали здесь с древнейших времен, и они породили массу мифов, в том числе и легенду, что ими можно управлять. Третья группа наблюдений - классические НЛО. Отмеченной особенностью наблюдения НЛО в изучаемой зоне является их жесткая привязка (в динамике движения - появление, исчезновение, маневр) к участку неба с координатами 18 часов (22-34) минуты - прямого вхождения и 23 градуса (21-49) угловых минут склонения. Наиболее интересна информация, что на территории Самарской области в 1990 году произошло одно из немногих “известных контактов” НЛО с земной военной техникой. Материальные следы “контакта” - разрушение одной из локаторных станций дальнего обнаружения. (Подробности смотри: спец.выпуск газ.”Волжская Заря” 1993г. Д.Рудзит “Звездолет над Самарой”). Другим материальным свидетельством “деятельности” НЛО в этом регионе - являются ямы-скважины, возникающие при “заборе грунта”. Четвертый тип сообщений - поверья, связанные с кладами. С древнейших времен сохранилась у русского народа вера о связи кладов с тайными магическими силами. В легендах, преданиях, различных современных историях отражены представления, что внутри кладов обитает душа тех, кто их спрятал, что укрытое золото может превращаться в человека или зверя, вернее, принимать зримый облик. Предполагают, что древние славяне сокровища свои поручали опеке особого духа - Змея Горыныча. Эти клады лежали в горах и в пещерах. А сам змей-охранитель получил свое “имя” в память о горах , где он стерег сокровища. После принятия Русью крещения вера в волшебные - магические силы кладов не исчезла, а лишь переформировалась, “переплелась” с представлениями о нечистой силе. Так что же сегодня нам известно о магических свойствах кладов:

- Места захоронения кладов - являются как бы мостами, связывающими мир людей с миром духов. - Самый дорогой и самый труднодоступный клад, по народным поверьям, - золотой. - Золото в кладах “утяжеляется”, набирает вес из пламени адского огня. - Золотой клад способен привязать дух своего хозяина к миру людей. Такой хозяин предстает людям в образе ссохшегося до желтизны старика. - С кладами связываются поверья, что души хозяев клада “сливаются” с золотом и там особым образом, в отличие от остальных людей, “старятся” в веках. - Убитые при захоронении (или на месте захоронения) клада превращаются в стражей клада. Их души не на земле и не на том свете. Берегут они клад чутко, потому что если упустят, то души их сразу отлетят в ад. - Если клад “умирает” (что тут подразумевается, понять трудно) - место то навечно становится проклятым. - Когда клад “созреет сроками” - он зашевелится в земле, а потом начнет светиться, ткать “сияние”. После этого некоторые клады становятся деревом. Из дерева - человеком и на Иванову ночь уходят бродить по земле, унося в себе золото. Но по земле этот клад странствует не вечно, через 10-20 лет иссякает его самодвижущая сила. И если он никем “не востребован”, клад “захоранивается”: уходит под курган, закладывается в подземелье, уходит на дно под воду. - Клад в урочное время обретает тепло, становится чем-то вроде оборотня. Чаще всего любит выходить золото на свет в виде огненного петуха с червонным гребнем. А если клад перемешан с серебром, то сам петух - белый, а гребень и голова - красные. И свеча на голове тоже красная и зажжена жгучим, потусветным адским огнем. Если ударить не наотмашь - свеча погаснет, сам петух “ухнет” в никуда, истает в воздухе. Если вышел клад из земли в виде ли птицы, зверька, какой-либо вещи или человека, тут нужно ударить его левой рукой наотмашь и сказать: ”Аминь-аминь, рассыпься!” - Существуют клады-оборотни, опасные для “слабого сердца”. С таким сердцем умирают, видя вокруг чудесные превращения. Из этих кладов лешие образуются.

В Поволжье наиболее известны следующие клады: Маринкин клад лежит в Жигулевских пещерах, да затоплен на Яинке. Клады эти заклятые, замороченные на крови. Разинские клады запрятаны по берегам Волги в пещерах, холмах, курганах да в глубоких погребах за железными дверьми, и теперь лежат они там заклятые. Сам Стенька жив до сих пор, сидит где-то в горе и является в разных образах - стережет свои сокровища. Клады Пугачева укрыты в отрогах Уральских гор да по курганам, запрятаны в особых “норах” в бочках, на медных цепях, крепленных к железным столбам. И поставлены возле них по уговору или по закланию на бессрочные времена часовые (стражи, пока целы клады, не старятся и не умирают). “Многие видели этот клад и шагающего возле него часового в ясную летнюю погоду. Издали видно, а подойдут ближе - ни клада, ни часового, ни пещеры”, - пишет В.Цыбин в своей книге ”Заговоренные клады и кладоискатели”. (М.,1994). Пятая группа сообщений - легенды о подземных обитателях. Кроме веры в потайные клады, сохранилась у народа “память” о подземных жителях. В различных районах Земли рассказывают о людях или целых племенах, укрывшихся в глубине земли. Кажется невозможным, что может существовать какая-либо связь между этими сказаниями. Но внимательно изучая эту тему, вы начинаете замечать особые совпадения в этих легендах. Каждый вход в самую малую пещеру, каждая щель в скале предполагают, что кто-то уже ушел туда или живет там. Каждый ручей - особенно подземные ручьи - поворачивает к подземным переходам. Многие исследователи Центральной Азии говорят об Агарти - подземном народе. На Волге, на Урале, в долинах Алтая помнят о Чуди - подземном народе, некогда ушедшем под землю. Н.К.Рерих в статье “Подземные жители” описывает, как в горах Алтая седой старовер указал на низший каменистый холм: ”Вот здесь вход в великое подземное царство. Когда Чудь вошла в подземный ход, то закрыла вход камнями. Сейчас мы стоим прямо около этого подземного входа.” “Исследуя этот холм, я (Н.К.Рерих) вспомнил, как во время перехода через Каракумский перевал мой проводник, указывая на пещеры, рассказал нам: ”Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю, они нашли подземный проход к подземному царству. Только очень редко, некоторые из нас появляются снова на земле. На наши базары такие люди приходят со странными, очень древними монетами, но никто не может даже вспомнить то время, когда здесь пользовались такими деньгами”. Но ведь именно так ведут себя очеловечившиеся клады. Они появляются, как люди, “дивно одетые” и ”одаривают” сметливых старинными золотыми монетами. Что поддерживает веру в эти истории? Возможно, действительные проявления огней, свечения, колокольного звона - подземного? Хороший обзор местных сообщений на эту тему сделал этнограф Кирилл Серебренитский в своей работе “Предания о пещерных старцах на Самарской Луке” (журнал “Самарская область. Этнос и Культура” №1, 1996). Для народа все ценное, все исчезнувшее укрывается до срока сужденного в подземном мире. Так, странным образом преломляется вера народа в существование как малых (обычных) кладов, предназначенных одному конкретному человеку, так и кладов “великих” - скрытых для целых народов, всего человечества. “Придет славное время человеческого очищения, и в эти дни великая Чудь снова появится в полной славе”. Здесь мы видим еще одну сторону этих верований: ”Подземный народ” появится на поверхности в особое время, возможно, даже лишь во времена Апокалипсиса. Поднимется, чтобы принять участие в Последней Битве, Преображении Мира. И странно ли, что в этот срок так же должны подняться из земли все клады захороненные, ожить давно умершие... Легенды о кладах, о подземных народах - есть та незримая точка приложения духовных сил народа, устремленная в Будущее. Мы говорим: ”Клады нацелены в Будущее!” Но когда оно ”придет” - это будущее? Н.К.Рерих (в статье “Клады Захороненные”) отмечал: ”Внезапно начинается движение. Бесконечным потоком идут странствующие певцы, монахи и нищие - несут чудесные сказания, написанные своеобразным тайным языком. И почему они не овладевают богатствами сами? - Они только носители, носители Вести... Временами вы можете увидеть этих людей и странные письмена на пожелтевших местах, уголки которых стерлись от долгого употребления. Через многие деревни и становища прошли свой путь также письмена. Они были написаны старинным почерком, иногда, подобно старинным молитвенным книгам, с необычными завитушками и орнаментом”. Странствуют по свету “указания” - ждут, ждут того, кто сумеет понять, разгадать их смысл. “От Красного поля пойдешь на зимний восход. Следуй этой дорогой, пока не увидишь могильный бугор. Поднимись на этот бугор и иди налево до Ржавого ручья. И затем иди вверх по ручью, пока не увидишь огромный серый камень. На камне найдешь след лошадиного копыта”... Здесь лежат Клады. Лежат и ждут, известные и неизвестные, воспетые и не воспетые, легендарные и безымянные... Ждут Срока Сужденного. Ждут своего Открывателя. В заключении нашего обзора следует отметить, что район Луки Жигулевско-Сокского поднятия в геологическом отношении сильно отличается от окружающей его местности. Отличие настолько сильно, что даже породило гипотезу об искусственности Самарской Луки (см. газету “Новый Водолей” №29, 1995, статья “Самарская Лука - уникальная геомашина” В.Степанов). Возможно, это отличие и лежит в основе множества мифов и легенд. По оценке Кирилла Серебренитского, в России немного найдется районов, породивших сравнимое с нашим количество образцов устного народного творчества. Можно предположить, что хотя бы некоторые легенды - истинны.

Mif.gif

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
sh262.jpg
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Самарский стоунхендж или место развертывания системы ПВО? С одной стороны это место похоже на древнее сооружение, а именно ведический храм Солнца и Луны (да именно такое объяснение встретил в сети icon_smile.gif ), с другой стороны место очень сильно напоминает 6-ти конечную звезду в районе «Зоны 51» в США, которая, как писали в комментариях, выглядит в точности как место развертывания системы ПВО С-75-го комплекса. Возможно наше место в отличие от американского макета (вроде цели для поражения) является останками обваловки настоящих позиций ПВО С-75-го комплекса, которые когда-то здесь базировались.

google_earth318.jpg

Расположение: Россия, Самарская область, Ставропольский район, 2 км от села Жигули.

Google Earth координаты : 53.3632, 49.2641

Foto_318+.jpg

Foto_318.2+.jpg

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Забытая техника старых штолен

Один из самарских краеведов рассказывал авторам, что сам в начале тридцатых годов видел, как из подобной трубы, поднимавшейся со дна мелководного озера периодически выбрасывалась вода. Словно подводная лодка продувала баки.

На северо-западе Китая, в провинции Цинхай Тибетского автономного района, неподалеку от города Их-Цайдам, есть гора Байгонг. Около горы два озера, одно пресное, другое соленое. На берегу соленого озера есть скала, похожая на пирамиду, в ней три пещеры. Две из них обрушены и проникнуть туда невозможно. Вход в третью пещеру находится на высоте около 2 м. Ее глубина около 6 м. По непроверенной информации в дальнем конце пещеры из верхней части стены наклонно выступает железная, покрытая ржавчиной труба диаметром 40 см. Еще одна такая же труба уходит под землю, но над полом пещеры выступает только ее верхняя часть У входа в пещеру в скалах имеется 12 труб диаметром от 10 до 40 см. Довольно много подобных труб найдено на берегу и в глубине соленого озера. Предполагается, что эти трубы очень древние.

Сегодня подобные трубы и ржавое железо местные жители априори приписывают деятельности геологов, газовиков или нефтяников Хотя разработка жигулевских богатств началась значительно раньше. Так, например, рядом с относительно известными Ширяевскими катакомбами расположена Серная гора (впервые названная так Паласом в 1769 году).

Необходимо отметить, что сама Серная гора точно не конкретизирована. Местные жители под этим названием указывают различные вершины довольно протяженного участка Жигулевских гор от села Гаврилова Поляна до Крестовой Поляны До сих пор неизвестно, что это - обычные пещеры, расширенные при добыче серы, или штольни, превращенные потоком воды в пещеры? Подземные лабиринты горы изобилуют окнами - колодцами, вертикальными проходами.

Самарские спелеологи рассказывали:

"Исследуешь на Серной две пещеры, разделенные тонкой стенкой. Организуешь новый лаз, расчистив трещину. Попадаешь не в соседнюю пещеру (там должен быть узкий лаз), а куда-то еще в совершенно новую полость".

С 1710 по 1714 годы на самарских серных копях работали пленные шведы. Они построили целый подземный городок - протяженность подземных выработок не менее 500 метров, высота - от 0,8 до 1,5, ширина - 3-8 метров. Городок заброшен в 1764 году.

В отличие от официальной версии голландский путешественник указывает размещение "Серного городка" на левом берегу Волги: "Работают здесь... более четырех тысяч человек". Так что же тогда было на правом берегу? (62)

В окрестностях Серной горы - много удивительных следов некой непонятной деятельности. Например, можно обнаружить остатки каменных стен и фундаментов. В один из безымянных распадков ведет старая мощеная дорога, заброшенная уже в начале XX века.

Остатком сложнейшей работы является некий "желоб" шириной около 5 м и глубиной - 3-4 м. Он начинается примерно на высоте 20-30 м от подножия горы, и, не взирая на все препятствия и перепады высот, поднимается на ее вершину. Периодически вдоль "желоба" можно и сегодня встретить вырубленные в скале ровные площадки. Там пробиты квадратные ямы глубиной - 3-8 м. На вершине этой горы, в густом кустарнике можно встретить странные небольшие "пирамиды", сложенные из необработанных камней. Их назначение совершенно непонятно.

Французский исследователь конца XIX века Луи Жаколио указывал, что в Самарской губернии и степях Оренбуржья активно действуют "Пожиратели Огня" - российское отделение тайного технократического общества "Девяти Неизвестных" (63). Это Общество строило всевозможные подземные сооружения, а их основной центр находился в тайном храме, высеченном под руслом реки Ганг. Существует версия, что сегодня основной центр "Девяти Неизвестных" располагается в пещерном комплексе труднодоступных гор Уганды.

Некоторые исследователи видят в мифе о "Девяти Неизвестных" отражение судьбы потомков Девяти Царей окраинных земель Атлантиды. Другие склоняются к версии, что возникновение легенды о "Девяти Неизвестных" - анонимных хранителях древней мудрости и знаний - восходит к традиции Древней Индии и тайной деятельности императора Ашоки (64).

С деятельностью Неизвестных преданья Поволжья связывают ряд пещер на востоке от Сокольих гор. Возможно, в одной из них до настоящего времени находится одна из загадочных "летающих бочек". (Это хорошо перекликается с легендами о "Летающей лодке" Степана Разина, укрытой в одном из холмов, потайном подземелье или рукотворном кургане).

В реальности в 1968 году в этих местах была найдена спелеологами так называемая "Золотая Пещера". Провал глубиной 7-8 м. Внизу этот колодец перекрывался большим острым камнем. Нужно было мастерски протиснуться в узкую щель, остававшуюся между камнем и стенами. Далее открывался путь в наклонный ход. По примерным оценкам его длина составляла метров 150-200. Дышать здесь было трудно. Весь ход был наполнен взвесью белой пыли, поднимавшейся в воздух от малейшего прикосновения. Отдельные участки ходов в ней были прямые, "словно проведенные по линейке". Другие - представляли собой хаотическое нагромождение глыб, застрявших в мягкой гипсовой породе. Кое-где пол пещеры был покрыт засохшей глиной, запечатлевшей следы каких-то животных.

Название пещере было дано из-за наличия в породе минерала золотистого цвета - халькопирита, или медного колчедана. Ходы вели к подземному озеру, где была груда некоего железа. Возможно, это были останки "летающей бочки"...

В газете "Самарские губернские ведомости", N39 за 1999 год, сообщается о 53-метровой "Золотой Пещере" в Кинельском районе, о которой сказано в одной из местных легенд, что, мол, она соединяется потайным подземным ходом с озером неопределенной глубины, находящемся в центре ближайшего села. В этом озере, питаемом подземной рекой, в конце XIX века всплывали обломки бортовой обшивки некоего таинственного корабля... По оценкам местных жителей вода в озере значительно мягче, чем в питающей его речке Падовке (65).

Существует несколько версий происхождения "Золотой пещеры".

Первая. Ее вырыли и там живут, что-то сторожат загадочные звери (почти оборотни) Айуры (или ай-нуры). (_Айнуры - внешне напоминают больших мохнатых собак с огромной головой и непропорционально вытянутыми передними лапами. В склонах холмов и оврагов они роют длинные ходы-норы_). Они служат "Хозяину" - некоему волшебному существу.

Вторая. "Золотую пещеру" выкопали "старые разбойники". Там лежит их клад и даже "летающая бочка".

Третья. "Золотые пещеры" - старые штольни, где укрыты некие ценности.

По литературе в указываемом месте нахождения пещеры (Игонев Дол?) имеются не только сильно развитые поверхностные карстовые явления, но и подземные. В этих местах еще в 1968 году одна из открытых (тогда) пещер получила название "Золотой". Это название пещере было дано из-за наличия в формообразующей породе минералов золотистого цвета - халькопирита). Потом сделанное открытие было забыто? Правда, существует быличка, что где-то в середине 70-х некие туристы спускались в эту (?) пещеру (называемую "Золотой") и даже дошли до подземного озера, где видели "кучу ржавого железа" (обломки "летающей бочки"?).

Авторы побывали в этих местах в самом начале 90-х годов. Местные жители рассказали нам, что настоящая "Золотая" сегодня не доступна. "Якобы еще в конце 70-х годов сюда приезжали какие то люди на машинах, что то долго вымеряли и под предлогом, что здесь могут пострадать дети, пещеры взорвали..." Необходимо отметить, что авторы каких либо следов взрывов в этих местах не обнаружили. История о взрывах пещер - представляется довольно сомнительной. В ходе экспедиции 1999 года авторам удалось найти и осмотреть несколько непроходимых узких щелей забитые глиной и камнями, несколько куч ржавого железа в оврагах и одну пещеру полевого типа - предположительно "Золотую пещеру", примерно соответствующую описанию 1968 года. Но была ли это легендарная "Золотая Пещера"? Уверенности в этом нет.

На приведенных примерах можно видеть, сколь перспективно для спелеологов изучение и учет мифо-информации о легендарном подземном мире Поволжья.

Сохранилась легенда и о некой пещере с поэтическим названием Речка. Она находится, в отрогах Сокольих гор. Вход в нее расположен в конце глухой долины на высоте 75 метров над уровнем моря и представляет собой чечевицеобразное поглощающее отверстие размером 0,3 х 0,5 метра. Согласно современным легендам в этих местах еще сравнительно недавно брала свое начало полноводная речка, впадавшая затем в реку Сок. Затем появились "неизвестные" и пещеру взорвали. Речка иссякла. Сегодня доступная (пройденная) часть пещеры имеет длину около 40 м и глубину 6 м. По данным наблюдений 1970-1971 годов, пещера представляет собой современный поглотитель ручья, текущего по долине в период таяния снега.

Активно поработали "неизвестные" и в устье Коптевого оврага - выровняли вершины холмов, укрепили склоны подпорными стенами, порубили лес и построили сеть дорог. Были это какие-то иностранцы, что говорили по-немецки, но не немцы. Под их началом трудились и русские рабочие, которые жили в землянках и бараках. Рассказывают, что в этих местах неизвестные проложили от реки, в вверх по оврагу целую монорельсовую дорогу, пробили в склонах штольни. Еще долго потом можно было видеть здесь темные входы, обрамленные аккуратными арками, сложенными из неотесанных каменных глыб. В таинственные недра горы уходили проржавевшие рельсы. Рядом можно было увидеть колеса и кузова вагонеток, обрезки труб и обрывки ржавого троса - немое свидетельство проводившихся работ.

Потом все это строительство забросили и "забыли" до 1927 года (66).

Рассказывают, что в начале XX века в районе села Аскулы стали один за другим пересыхать колодцы, высох и главный "господский пруд". Его несколько раз пытались наполнить водой. Барин даже каких-то "немцев" из Москвы выписывал. Но и те оказались бессильны что-либо сделать, а потом и вовсе куда-то исчезли. А вода, говорят, уходит здесь в какие-то подземные пустоты. А что за пустоты, того точно никто не знает. Возникает множество вопросов. Например, что это были за "пропавшие немцы" и что они делали в окрестностях Аскул?

Возможно, копали сохранившиеся и по ныне в этих местах, загадочные бутовые ямы?

Легенды о подземной деятельности "неизвестных" довольно часто встречаются в Поволжье.

В Высоком Заволжье сохранилась легенда о Матросском Угле. Рассказывают, что появился перед войной над селом большой самолет. Пролетел над домами, освещая улицы мощным прожектором, и сел в лесу за "седьмым оврагом". Прошло некоторое время, и стали приходить в село какие-то неизвестные люди - "матросы американские". Почему американские? По-русски говорили плохо, а немцами быть не могли - те врагами были. Почему матросы? Так выправка и форма у них была вроде как матросская...

Любопытные жители наши не раз ходили в тот Матросский Угол смотреть, что там делается. Самолет их с пригорка видели, его болото затягивало. Трактор там у них был особый. Они им пещеры копали... Вдоль оврага "проволока" была, голубыми огнями мерцала...

(_Рассказ о "проволоке", мерцающей голубыми огнями некогда окружавшей периметр загадочного "Матросского Угла", невольно "всплывает" в памяти, когда уже сегодня видишь на фасадах некоторых магазинов, киосков и ларьков "мерцающие" голубые гирлянды огней. Специальные устройства создают из этих огней эффект "бегущей волны". Получается очень красиво. Могло ли быть что-то подобное в районе "Матросского Угла" более чем полвека тому назад? Весьма сомнительно. Даже при возможной внешней схожести представляется весьма значительное функциональное различие этих систем_).

Как война закончилась, "матросы" опять в свой "самолет" забрались и улетели. Любопытные опять ходили смотреть, может что в их лагере или в копанных пещерах полезного осталось. До "проволоки" дошли, а дальше не смогли. Страшно стало. На то место и сегодня никто не ходит.

Что за "матросы"? Что за "копаные пещеры"? По просьбе авторов, летом 2002 года район предполагаемого нахождения "Матросского Угла" был подвергнут фотографированию с воздуха. Среди многих фотографий особый интерес вызывает одна запечатлевшая в лесу старую площадку правильной Г-образной формы. По оценке некоторых специалистов - данная площадка может быть скрытым грунтовым аэродромом времен Второй мировой войны. Подобные аэродромы широко применялись для организации снабжения партизанских отрядов в лесах Белоруссии. Возможно, что в этом районе находился один из учебно-тренировочных центров, предназначенный для подготовки летного состава для проведения спецопераций. Отсюда и берет свое начало легенда о "Матросском Угле". Наземный осмотр местности и выявленного объекта не производился...

Сегодня на севере области пещеры и другие подземные объекты достоверно известны лишь в окрестностях поселка Сергеевск, где, как рассказывают, в 1947 вскрылась глубокая старая шахта. Затем она стала обваливаться. К лету 1955 года на ее месте была уже только большая воронка около 20 м в диаметре и 15 м глубиной. Местные жители рассказывали, что во время войны в этих местах трагически погибла группа нефтяников. Провалилась в подземную полость целая буровая установка. Иногда, здесь говорят, можно увидеть скорбную процессию "людей", одетых в черные бушлаты (спецодежду того времени).

"Они идут никого не замечают, ни на что не реагируют и, к счастью, никого не трогают. Но подходить к ним не рекомендуется..." (Необходимо отметить, что довольно схожая история о "процессии мертвых Биофизиков" есть в сборнике "Сибирская Жуть", N1).

При работе в этих местах нефтяники часто теряют буровой инструмент. Бур проваливается в полость на глубинах от 50 до 80 м. Скважины поглощают невероятное количество укрепляющего глинистого раствора. Все это свидетельствует о наличии обширных подземных пустот в этих местах.

В местных легендах упоминаются "Снежные пещеры" Нефтяного оврага, на речке Шунгут (приток реки Сок). Снег и лед в них сохраняется даже самым жарким летом.

В 1703 году на "Казачьем холме", в районе современного поселка Сергиевск, была заложена русская сторожевая крепость. В этом холме было накопано множество ходов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Например, еще в 2001 году на вершине холма можно было увидеть оплывший шурф метровой глубины. Из этой ямы торчало толстенное бревно, уже основательно истлевшее. В глубине колодца в двух его боковых стенах можно было различить какие-то пустоты. Пробовали спускаться, но неудачно - стенки шурфа осыпались.

Еще в середине 70-х годов самарские спелеологи зафиксировали информацию:

"По словам местного краеведа Голяшина, подземные ходы Сергиевской крепости соединяются с пещерой (Серноводской), минуя металлическую дверь. Не было случая, что бы люди выходили из пещеры "Серные воды" в подземные ходы крепости".

К настоящему времени в этих местах самарским спелеологам известна лишь одна большая пещера - Серноводская. Она находится на склоне возвышенности, служащей водоразделом рек Сок и Шунгут. Эта пещера исследовалась в 1960-1970 годах. Ее входом является русло периодического потока. В ней четыре зала и 427 м узких (закарстованные трещины) ходов. Спелеологами отмечена люминесценция гипса (зеленое свечение, затухающее в течение 15-20 секунд после "накачки" фотовспышкой 40 дж). Наблюдение за дымом сигареты и запахом горящего "сухого спирта" показали, что существует устойчивый ток воздуха от входа внутрь и по трещинам наружу. По заверениям местных жителей еще в 1965 году можно было из большого зала (свадебный зал) через "четвертый ход" спуститься вниз к подземному источнику. Вода там имела запах сероводорода (сведения Е.Н. Дичинского). Рядом находятся еще несколько карстовых колодцев глубиной 1-2 метра и диаметром менее метра. Некоторые из них заросли высокой травой и густым кустарником.

Легенды Высокого Заволжья сохранили память о загадочной "железной беседке". Она то поднималась из-под земли, то снова туда опускалась. В "беседке" были небольшие "комнаты", где даже в самые сильные морозы было тепло как летом. В давние времена иногда охотники, застигнутые сильным бураном, ночевали в этой "беседке". Ее построили "добрые люди".

Этот рассказ напоминает якутские легенды о Вилюйской "Долине Смерти". "Там есть выступающие из земли арки, под которыми находится множество металлических комнат, где даже в самые сильные морозы тепло как летом... И еще там есть зарытый в землю гладкий металлический котел красного цвета с очень ровным краем. Он выступает из мерзлоты так, что в него можно въехать верхом на олене... В глубине "теплых металлических нор" на полу лежат странные мертвецы - "шибко худые, черные одноглазые люди в железных одеждах..." Некоторые свидетели отмечают постепенное погружение "котлов" в землю.

Еще в 1933 году якуты говорили, что 5-10 лет тому назад "котлы" выступали из земли выше роста человека и выглядели как новые. А позже многие из них были расколоты и разбросаны, ушли в землю" (67).

По слухам, "Железную Беседку" (а также загадочные подземелья, где она укрывалась) ликвидировал спецотряд ОГПУ в 1926 году. Загрузили динамитом и потом все взорвали.

Образ "подземной беседки" встречается и в уже упоминавшихся преданиях Вавилова Дола.

"Уже после войны, мы на ночь в Вавиловом Долу вдвоем остались. На горе (гора там была) спать устроились. И вдруг ночью видим - под горой будочка из-под земли начала выходить. Похожая на сторожку, какие в садах бывают. Крыша только у нее не покатая, а совсем плоская была. Постояла-постояла, и опять тихонько под землю ушла". (Тайна Вавилова Дола).

Другое подобное подземное сооружение, воздвигнутое "добрыми людьми" (иногда их называют "старыми людьми") по непроверенной информации было ликвидировано в 1942 году силами НКВД в лесу на северо-западе от Самары. Это довольно большое сооружение долгое время использовалось как "подземная церковь". Внутри имелось множество металлических конструкций: решеток, лесенок, "кованых котлов". При ликвидации там было обнаружено большое количество церковного имущества: иконы, лампады, свечи, колокола, книги и множество других предметов невыясненного назначения.

"Неизвестные" действовали и на северо-востоке Самарской области. Так, в окрестностях города Отрадного нам рассказывали про Сарбайские пещеры: - Только вы туда не ходите. - Почему? - Неужели не знаете... Там же Бомбу атомную взорвали. С тех пор - проклятое место. Мы туда не ходим. Раньше ходили. Кто пойдет - труба. Ни один не вернулся. - Да когда испытывали и кто... - Говорят лет сорок назад. А кто, мы не знаем. Бомбу в пещеры опустили, там и взорвали. Страшное теперь то место. Придет теперь человек в те холмы - вроде ничего. А как переступит через какую-то границу - и нет его. В пепел обращается, как в крематории...

(_Возможно, здесь мы имеем дело с какими-то отголосками реальных событий испытания атомной бомбы в районе горы Каланчевой в соседней Оренбургской области в 1954 году_).

По непроверенной информации в окрестностях Отрадного в конце 70-х - начале 80-х годов XX века "было проведено шесть подземных ядерных взрывов в целях интенсификации нефтедобычи. До недавнего времени сведения о них были закрытыми, и даже сейчас экологи еще не располагают всей нужной информацией об этих испытаниях" (68).

28 ноября 2001 года по каналу ОРТ в одной из передач цикла "Как это было", прозвучала информация по ранее секретному проекту "Глобус", о проведении серии подземных атомных взрывов в интересах народного хозяйства. Один из них был осуществлен 9 сентября 1971 года в самом центре России - в районе деревни Галкино Ивановской области. Тогда даже не все местные жители знали о произошедшем. Возможно, в проекте "Глобус" была задействована и Самара.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Степан Разин

Злой дух обитает в старинной гробнице.

Открывший - захлопни, захлопни скорей!

Но поздно, и бедствию дали разлиться,

И лучших оно не щадит королей!

Нострадамус

С течением времени в Поволжье образ Хозяйки Гор постепенно замещается образом некого мага-колдуна. "Проклятье тяготело на нем, он не мог даже умереть. Его не хотели принять ни вода, ни земля. Он живет вечно. Некоторые думают, что дух его блуждает в населенных предместьях и дремучих лесах. А тело его заключено в глубокую пещеру", - сообщает К. Валишевский в книге "Первые Романовы". Позднее образ этого колдуна совмещается с собирательным образом народного героя Поволжья Степана Разина (казнен 6 июня 1671 года).

Легендарное подземелье Жигулей именуется подземельем Степана Разина. Предполагается, что оно простирается от Переволок к Молодецкому Кургану, соединяя северный и южный берега Самарской Луки. Официальные источники сами себе противоречат в сообщениях обстоятельств того, как Стенька и Фрол, его брат, потеряли свободу. Но они едины в одном - братья без единого стона выдержали самые чудовищные пытки. Это поразило даже самых опытных палачей. 6 июня 1671 года их привезли на Лобное место в Москве, положили Степана между двух досок, отрубили сначала правую руку - выше кисти, потом левую ногу - ниже колена, но он по-прежнему не испустил ни одного стона. Думали, он умер. При виде ожидавшей его казни Фрол вдруг обомлел и пробормотал формулу: "Слово и дело" - это означало, что он хочет сделать важное разоблачение. Вдруг среди окровавленных досок, где лежало неподвижное, изуродованное тело Стеньки, раздались слова: "Молчи, собака!" (43).

То были последние слова, произнесенные атаманом. Что же это была за тайна, которую знал Фрол и чья важность подняла умирающего Степана? Валишевский пишет:

"Летописи отмечают, что Фролу была отсрочена казнь. Он будто бы указал склад важных бумаг или тайный клад (подземелье) и, хотя (вроде бы) розыски по его указаниям остались бесплодными, но (мы не знаем, правда, как и почему), казнь была заменена ему пожизненным заключением. Впрочем, он вскоре безвестно пропал..."

А Степан Разин, умирая, обещал вернуться в Россию через сто лет и вновь начать свои подвиги. Он сдержал свое слово и назвался "Пугачевым" (44).

Необходимо отметить, что подлинных документов "разинской стороны", проигравшей войну, практически не сохранилось. Победа далась Романовым весьма нелегко. Война длилась четыре года с 1667 по 1671 год. Обстоятельства разгрома разинцев весьма темны, как, впрочем и вся история этой войны. Сохранились смутные свидетельства, что разницы выступали под знаменем войны за великого государя против изменников - бояр в Москве, что в войске находился царевич Алексей (к этому времени считавшийся официально умершим) и некий патриарх. После победы Романовы приложили большие усилия, чтобы найти и уничтожить все до единого документа, свидетельствовавших против их версии войны.

Даже младшего брата Степана Разина - Фрола долго не казнили, надеясь добиться от него более точных сведений о тайных укрытиях разинцев.

Данная история повторилась во времена войны Романовых с Пугачевым. Еще в 1883 году вся история Пугачева, по свидетельству А.С. Пушкина, работавшего в те годы над этой темой, считалась важной государственной тайной.

Журнал "Инженер", N6 за 1998 год сообщает:

"В 1671 г. по царскому указу была снаряжена экспедиция в район Жигулевских гор и Подольска. Ее вел Фрол - брат Разина... Экспедиция искала потайное подземелье... Бумаги по этому делу в начале XX века попали к правнуку барона фон Роде, возглавлявшему поиски в 1671 году, военному инженеру Петру Мятлеву. Он произвел раскопки вблизи знаменитого Волжского утеса и обнаружил целую сеть подземных галерей. Но самих сокровищ он так и не увидел. Вскоре первая мировая война, а затем революция прервали его поиски. Сам Мятлев умер". (45).

Исследователь В. Цыбин в статье "Завещание Степана Разина" (газета "Оракул", 1994, N7) пишет:

"Есть предание, что около села Жигули Разин накатал в подвал, вырытый под рекой Уса, бочки с золотом... Близ Сызрани - за рекой есть земляной вал, и в этом-то валу вырыт большой ход, который частично осыпался, и дверь в нем осела, поэтому можно видеть внутренность хода в яркий солнечный день" (46).

В Жигулевских горах захоронил Степан Разин свои сокровища, источник своего колдовского могущества и сверху камень наложил: "Кто отвалит сей камень, найдет много золота, исполнит главное желание, но сам весь облысеет, и род его весь переведется".

Знал ли это предание молодой Ульянов? И что именно он имел в виду, когда говорил: "Мы пойдем другим путем?" Страстно мечтая отомстить за смерть брата правящему роду, он, случайно оказался на Самарской Луке, где уже почти триста лет бродил некто, так же страстно желавший отомстить Романовым. "Проклятье тяготело на Рахе и детях его. Их не могут принять ни вода, ни земля. Заключенные в пещеру, они должны жить вечно", - такую страшную сказку - легенду рассказывают волжские старожилы.

Истекли 300 лет правления Дома Романовых, и согласно легендам в этот срок должна была открыться "колдовская пещера". Некоторые исследователи высказывают предположение, что многие (если не все) ритуальные места древности были распложены в неких энергетически активных точках Земли.

В некоторых из них вера в эти силы проявляет себя еще и сегодня. Такой, например, считается пещера Кашкулак, что расположена в Новоселовском районе Красноярского края. (Это Хакасия, отроги гор Кузнецкого Алатау). Вольный перевод названия пещеры "Каштулак" - "пещера, где можно что-то услышать". Пещера состоит из привходового грота длиной несколько метров, а потом идет крутой спуск в вертикальный колодец. Внизу тоже целая система коридоров и залов, но она несложная, и ее легко можно пройти. В привходовом гроте стоит сталагмит, ранее часто орошавшийся жертвенной кровью. В "археологическом плане" Каштулак также на особом счету. Эту пещеру всегда использовали иначе, чем другие пещеры Южной Сибири (47). (_Более подробно об этом смотри: статья А. Буровского в главе "Шаманская пещера Каштулак" сборника "Сибирская Жуть"; М., 2001_).

Плохая репутация у этой пещеры вовсе не из-за сложности прохождения, запутанного плана, а потому что там постоянно происходят происшествия, заставляющие быть настороже.

В газете "Федерация", N55 за 1993 содержится следующий рассказ:

"Один из исследователей этой пещеры, Константин Бакулин, уже готовился к подъему на поверхность. Спиной почувствовал чей-то пронизывающий взгляд. Мгновенный, неодолимый страх сковал ноги, и, повинуясь гипнотизирующей, чужой воле, он обернулся... Метрах в пяти-шести от него стоял Шаман. В развевающейся одежде, меховой шапке с рогами. Призывными движениями рук он манил в глубину пещеры. Бакулин безотчетно сделал шаг навстречу, другой и вдруг, сбросив чары Хозяина подземелья, задергал веревку и рванулся вверх к свету..." (48).

Так поверья и легенды различных районов Земли удивительным образом перекликаются друг с другом, образуя устойчивый калейдоскоп загадочных образов. Рассказывают, что в районе поселка Шелехметь были "Пещеры Ары" настолько большие, что Степан Разин въезжал туда на тройке. В конце 50-х годов сюда приехали военные и под предлогом, что в этих пещерах стали пропадать люди, взорвали их. К настоящему времени в этих местах известны только несколько узких щелей, довольно плотно забитых лесным мусором и мелкими камнями. Кое-где эти камни сохранили следы "плавления".

В Поповом овраге известна большая пещера, называемая пещерой Степана Разина. Те, кто бывал в ней в 60-х годах, рассказывали:

"Проникнуть в нее трудно из-за узкого входа-лаза (а ведь когда-то в нее въезжали на тройках). До большого зала можно добраться только ползком. Он поражает своими размерами: длина - около 20 и высота - до 5 метров. Вправо и влево из зала имеются углубления в виде ниш и щелей. Происхождение этой пещеры пока остается загадкой".

Сообщается, что периодически в нее идет мощный выброс углекислого газа. Существует ли отсюда продолжение хода - неизвестно. Гора "оседает", и пещера как бы опускается, словно нарочно затрудняет доступ в недра земли.

Двигаясь на север от пещеры Степана Разина, исследователи попадают в зону легендарных подземелий Муромского городка. (Географически они занимают весьма важное стратегическое положение, так как позволяют держать всю западную часть Самарской Луки под надежным контролем). Сегодня известно несколько разрозненных рассказов о тайных подземельях МУР омского городка. Предположительно, эта система довольно далеко простирается на северо-восток, выводя к загадочным Валам и прибрежным скалам горной цепи "Семь Братьев" и Молодецкому Кургану.

Но, возможно, все это просто рассказы, некое странное преломление действительности.

Молодецкий курган - "отвесный, как стена крепости, утес. Он встает прямо из воды и кажется сложенным циклопами из огромных слоистых камней". Тут согласно одной из легенд укрыт знаменитый Булат Пугачева:

"Пугачев наказал им день и ночь скакать в Жигулевские горы. И там в потайной пещере надежно припрятать волшебный булат" (49).

Рассказывают, что еще в начале 60-х годов на его южной оконечности существовал весьма глубокий колодец. Воды в нем не было. Деревянный сруб вел в бездонную каменную трещину, пронзающую толщу горы. Отмечают, что над этим колодцем постоянно ощущался ток холодного воздуха, уходившего куда-то в глубь горы. Иногда вблизи этого места слышались странные звуки, подобные колокольному звону. К. Серебренитский в статье "Предание о пещерных старцах на Самарской Луке" сообщает, что летом 1933 года жители села Жигули на склоне Молодецкого кургана обнаружили небольшую щель. "Протиснувшись в эту щель, они попали в большую пещеру, наполненную церковной утварью". После строительства ГЭС это место было затоплено (50).

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Удалось сфотографировать интересную карту. В интернете такой не встречал. Датирована 1910 годом, нарисованна вручную, отлично сохранилась, из вложения можно скачать в оригинальном размере.

post-16-0-15400300-1383595486_thumb.jpg

post-16-0-07399500-1383595505_thumb.jpg

post-16-0-09687200-1383595522_thumb.jpg

post-16-0-94567300-1383595536_thumb.jpg

post-16-0-97971800-1383595552_thumb.jpg

post-16-0-51942500-1383595569_thumb.jpg

post-16-0-28390300-1383595588_thumb.jpg

post-16-0-77999400-1383595602_thumb.jpg

post-16-0-39358600-1383595619_thumb.jpg

post-16-0-66705500-1383595634_thumb.jpg

post-16-0-40392100-1383595652_thumb.jpg

post-16-0-82755500-1383595667_thumb.jpg

post-16-0-81622900-1383595684_thumb.jpg

post-16-0-42022300-1383595697_thumb.jpg

post-16-0-61368700-1383595709_thumb.jpg

Самара1910.rar

6

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.